Сторінка: https://www.drs.gov.ua/press-room/deregulyatsyyu-protestyruyut-na-malom-byznese-byznes-vesty-finance-ubr-cherven-2015/
Выполнение плана дерегуляции даст бизнесу дополнительно 10 млрд грн. Это средства, которые сейчас компании тратят и теряют при прохождении всех процедур, связанных с госрегулированием, заявила глава Государственной регуляторной службы Украины Ксения Ляпина.
«По нашим оценкам этот план стоит 10 млрд грн, которые будут сэкономлены бизнесом, то есть не будут потрачены на лишнюю отчетность, администрирование, платы за разрешения и тому подобное», — сказала она.
В Государственной регуляторной службе считают, что снижение затрат на выполнение разного рода регуляций особенно актуально для малого бизнеса, для которого любое регулирование обходится значительно дороже относительно общих расходов, чем для крупных компаний.
Утвержденный план дерегуляции содержит перечень из 131 меры, из которых 90%, по словам чиновницы, должны быть выполнены уже в этом году.
«Если мы устанавливаем, что какой-то приказ не соответствует принципам регуляторной политики (прозрачность, обоснованность, предсказуемость и т.д.), то мы его отменяем.
Мы можем и сами инициировать этот процесс, но предпочитаем реагировать на жалобы предпринимателей. Так как считаем, что не нужно вмешиваться и менять то, что никому не мешает», — пояснила «Вестям» Ксения Ляпина.
И уточнила, что уже сокращены сроки выдачи фитосанитарных сертификатов, что позволило снизить расходы экспортеров агропродукции на 2 млрд грн в год (бизнес платил либо за простой вагонов либо за ускорение процедуры выдачи документов). Еще один миллиард гривен экономии вышел благодаря отмене так называемых договоров сопровождения (мониторинг) недропользователей.
Но самой большой своей победой в Госрегуляторной службе считают отмену сборов в пользу компании «Укрэкоресурсы» за утилизацию тары. Эти платежи компании перечисляли в течение 10 лет.
Одна из ключевых задач на ближайшее будущее — снизить количество необоснованных налоговых проверок, на которые по-прежнему жалуются представители бизнес-ассоциаций «Они не подпадают под мораторий и до сих пор проводятся по-старому, то есть, доставляя максимум неудобств бизнесу», — говорят в Ассоциации частных работодателей.
Решить эту проблему предлагается путем включения налоговых проверок в сферу действия закона «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Тем самым заставив налоговиков действовать по общим принципам и правилам проведения проверок, которые установлены для других госорганов.
«Например, для малого и среднего бизнеса можно установить проверки раз в 10 лет, а группы риска контролировать особо (те сферы, которые имеют ключевую роль для бюджета)», — сказала «Вестям» глава Государственной регуляторной службы. По ее словам, есть много инструментов, которые ограничивают и правильно организуют проверочную работу.
А чтобы регуляторы не вредили бизнесу новыми нормативами, в Госрегуляторной службе предлагают ввести так называемый тест на малый бизнес — small business test, как это принято в странах ЕС.
Его суть проста: любой новый норматив должен проходить проверку «предприятиями МСБ». И если в итоге окажется, что предприятию после принятия такого норматива будет сложнее и дороже выполнять нормы регулирования, то такое регулирование не применяется. В принципе, госорганы должны подавать такой анализ вместе с проектом изменений в нормативку, с указанием, какие задачи он решает и какие выгоды получат те, на кого он будет распространяться. «Анализ для малого и среднего бизнеса — это упрощенная версия. Оцениваем влияние и считаем затраты по 15 типичным субъектам», — поясняет Ксения Ляпина.
«Мы сейчас разрабатываем и имплементируем его как часть законодательства об основах государственной регуляторной политики. Речь идет о Порядке анализа регуляторного влияния нормативного акта», — пояснила Ляпина.