Ксения Ляпина: Методика проведения М-теста четко структурирована // Бизнес, січень 2016

02.02.2016

— Смогут ли чиновники до середины марта овладеть методикой проведения М-теста? 
— Да, смогут. По своей сути, М-тест — это расчет затрат, которые понесет среднестатистический субъект малого бизнеса вследствие влияния того или иного государственного регулирования. Для расчета стоимости регулирования чаще всего используется метод стандартных затрат. 

Следует заметить, что использование этого метода — не новинка. Ранее в соответствии с п.8 Методики проведения анализа регуляторного влияния, утвержденной постановлением Кабмина №308 от 11.03.04 г., с помощью данного метода чиновники должны были определять ожидаемые результаты принятия РА в ходе проведения АРВ при подготовке его проекта. 

Различие состоит только в том, что в пределах М-теста оценка стоимости регулирования проводится именно для представителей малого бизнеса. 

Сама методика проведения М-теста четко структурирована и позволяет максимально легко (пошагово) и полно оценить прямые и административные (информационные) затраты, которые понесет малый бизнес при осуществлении соответствующего регулирования. 

Чтобы чиновники всех уровней овладели методикой проведения М-теста, ГРС совместно с Программой USAID “ЛЕУ” проводит ряд семинаров, а также организовывает их для общественности, бизнес-ассоциаций и объединений. 

— Как убедиться, что расчеты, сделанные чиновниками, — правильные, а не переписанные из методички для галочки? 
— С учетом предыдущего опыта подготовки регуляторными органами АРВ, в обновленной методике предусмотрено, что в пределах М-теста расчет затрат, которые понесет малый бизнес при осуществлении соответствующего регулирования, проводится на основании консультаций с представителями бизнеса. 

Они могут носить характер “круглых столов”, совещаний, рабочих встреч, опросов и т.п. При этом в соответствии с обновленной методикой разработчик проекта регуляторного акта должен указать, где, когда и в каком виде проводились консультации с представителями бизнеса. 

По результатам соответствующих консультаций и формируются показатели затрат для малого бизнеса. 

Что касается общих расчетов, то источниками информации для определения показателей могут быть: 

  •  статистические сборники и публичные отчеты органов государственной власти, полученные в процессе обработки отчетности, данные о чрезвычайных ситуациях, проверках и др.;
  •  выводы экспертов;
  •  консультации с представителями бизнеса.

Как и в случае с М-тестом, разработчик в АРВ должен четко указывать данные и источник их получения. Прозрачность процесса расчета и доступность исходных данных позволят общественности и заинтересованным представителям бизнеса удостовериться в правильности и достоверности расчетов. 

Гарантиями того, что это не будет имитацией, являются заинтересованность и активное участие общественности. 

— Что делать, если М-тест, подготовленный общественниками, регуляторный орган считает необъективным и дает свой, из которого будто бы следует, что никаких расходов малый бизнес в связи с принятием РА не понесет? 
— Законом “Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности” общественности предоставлено право участвовать во всех этапах регуляторной деятельности регуляторных органов. 

Так, в ходе опубликования регуляторным органом проекта РА и анализа его регуляторного влияния общественность имеет право: 

  •  участвовать в подготовке проекта регуляторного акта и АРВ к нему;
  •  направить письменно разработчику и уполномоченному органу (ГРС) свои предложения и замечания как к проекту, так и к АРВ;
  •  получить от разработчика обос­нованный отказ, если замечания и предложения не учтены.

В свою очередь, предоставленные замечания и предложения могут быть использованы ГРС при проведении экспертизы соответствующего РА. 

http://www.business.ua/politics/metodika_provedeniya_m_testa_chetko_strukturirovana_-275868