Настоящий смысл дерегуляции мало понимают в Украине — Ксения Ляпина // Бизнес, 23.03.2015

23.03.2015

Настоящий смысл дерегуляции мало понимают в Украине — Ксения Ляпина

Термин дерегуляция очень моден, но, к сожалению, мало кто понимает его смысл, заявила в интервью БИЗНЕСу председатель Государственной регуляторной службы (ГРС) Украины Ксения Ляпина. 

Как рассказала госпожа Ляпина, в европейском понимании, дерегуляция включает в себя два процесса. Первый: проведение военной кампании по дерегуляции, когда разово очищается нормативно-правовая и законодательная среда от барьеров для бизнеса, которые влекут за собой лишние затраты. Второй процесс направлен на создание системы, которая не позволит возникать бюрократическим барьерам для бизнеса в дальнейшем. 
 
С января 2015 г. в Украине заработала новая Государственная регуляторная служба (ГРС; правопреемник реорганизуемого Госпредпринимательства). Возглавила ее Ксения Ляпина, которая в 2002-2014 гг., будучи народным депутатом, занимала руководящие посты в профильных Комитетах ВР по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства и по вопросам экономической политики. 
 
— В интервью БИЗНЕСу народный депутат Виктор Галасюк сказал, что правительство излишне фокусируется на дерегуляции: она важна, но даст максимум 15% эффекта для экономики. Ваша оценка? 
 
— Я согласна с этой оценкой. Но здесь важно пояснить следующее. Термин «дерегуляция» очень моден. Но, к сожалению, мало кто понимает его смысл. В европейском понимании, дерегуляция включает в себя два процесса. Первый: проведение военной кампании по дерегуляции, когда разово очищается нормативно-правовая и законодательная среда от барьеров для бизнеса, которые влекут за собой лишние затраты. Украине на такую процедуру понадобится не менее года. Недавно Кабинет министров распоряжением принял план действий относительно дерегуляции хоздеятельности и упрощения регуляторной базы на 2015 г. План содержит 171 пункт. В нем расписаны действия, направленные на упрощение условий ведения бизнеса. Это комплексная задача, которую не может решить один орган: каждое министерство подает свои предложения о том, что и как надо дерегулировать. В результате этой работы должна уменьшиться нефискальная нагрузка на бизнес. Я имею в виду оформление различных разрешений, которые зачастую выдаются якобы бесплатно, но чтобы их получить, приходится проходить много различных процедур, требующих официальных и неофициальных затрат. И лицензирование хозяйственной деятельности. И излишнюю, хаотичную и бессмысленную деятельность контролирующих органов, которая никакой пользы обществу не приносит.
 
— Работа разрешительной и контролирующей системы ведь требует еще и не­оправданных бюджетных расходов? 
 
— И их в том числе. Обратите внимание: с августа 2014 г. Законом «О Государственном бюджете Украины на 2014 г.» введен мораторий на проведение проверок контролирующими органами (за исключением фискальных проверок налоговыми и таможенными органами). Согласно нашему анализу, количество проверок уменьшилось на 95%. Проверок нет, а общество даже «не заметило потери бойца». Не произошло ровным счетом ничего: ни улучшения ситуации, ни ухудшения. Пожаров больше или меньше не стало. Случаев отравления больше или меньше не стало. А значит, весь этот контроль, со всеми его затратами для государства и бизнеса, был абсолютно неэффективным. 
 
Поэтому сейчас перед правительством стоит задача построить контролирующую систему, которая будет полезна обществу. Роль Государственной регуляторной службы в этом процессе сводится к координации и методологической помощи профильным министерствам и ведомствам. 
 
Кстати, самые болезненные процедуры для бизнеса, от которых необходимо решительно избавляться, — это всевозможные навязанные услуги (экспертизы и т.п.). Они все появляются при выполнении общих требований для получения каких-либо разрешений, допусков и т.д. Такие услуги, как правило, предоставляются монопольно некими госпредприятиями, которые выставляют на них абсолютно неоправданную цену. При этом эти госпредприятия оказываются чуть ли не нищими, а куда уходят миллиарды гривень, оплачиваемых бизнесом, никто разобраться не может. Эта военная часть кампании по дерегуляции, тут я согласна с Виктором Галасюком, действительно, может принести 10-15% эффекта для экономики. Но не стоит считать ее панацеей. Остальные 85% мероприятий, способных дать эффект для экономики, связаны с преодолением макроэкономической нестабильности. Понятно, что скачки курса валют — стресс для всего малого и среднего бизнеса (далее — МСБ. — Ред.): у бизнеса нет ресурсов для их компенсации. Эффект от дерегуляции будет хорошо чувствоваться после макроэкономической стабилизации. 
 
— Вы сказали, что в европейских странах под дерегуляцией понимают два процесса. Какой второй? 
 
— Второй процесс как раз самый главный. Как показал опыт, в том числе развитых стран Старой Европы, недостаточно один раз устранить барьеры. Надо создать систему, которая не позволит им возникать в дальнейшем. Одноразовые же акции по дерегуляции обречены на провал. 
 
В 2005 г. в Украине уже проводили регуляторную «гильотину». Тогдашний Президент Виктор Ющенко издал соответствующий Указ. Правительство Юлии Тимошенко заявило об отмене более 4 тыс. нормативных актов. Это были реальные показатели, другое дело, что они позволили упростить ведение бизнеса аж на 2%. В течение двух последующих лет регуляторную среду снова методически «загрязнили». Поэтому необходимо создать систему, постоянно действующий инструмент государственного управления регуляторной политикой. Он предусмотрен в Законе «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». 
 
ГРС здесь играет ведущую и незаменимую роль: мы должны сделать регуляторную политику предсказуемой. Наша основная задача заключается в контроле за процедурой принятия регуляторного акта. Его проект должен быть заранее опубликован, доступен для обсуждения. Госорган, издающий нормативный акт, должен рассмотреть все предложения бизнес-среды и дать аргументированные ответы. Сейчас очень часто мы не согласовываем проекты таких актов, поскольку бизнес-ассоциации стали вести себя грамотнее. Они присылают министерству или ведомству свои предложения, а копию высылают ГРС. Мы теперь можем легко проверить: учли ли чиновники предложения, если не учли, то почему, каковы их аргументы. Если же пожелания бизнеса были просто проигнорированы, проект нормативного акта автоматически направляется на доработку.