Державна регуляторна служба України

Завжди на боці бізнесу!

Сторінка: https://www.drs.gov.ua/press-room/regulyatornaya-sluzhba-nadeetsya-predotvratyt-otmenu-uproshhenky-vesty-byznes-14-yyulya-2015-g/

Регуляторная служба надеется предотвратить отмену упрощенки//Вести.Бизнес,14 июля 2015 г.

14.07.2015

Ликвидация упрощенной системы налогообложения обойдется государству в 14 млрд. грн в год

После очередной волны слухов об отмене в Украине упрощенной системы налогообложения, Государственная регуляторная служба решила на цифрах доказать правительству, что так называемая упрощенка является «самой здоровой частью» фискальной системы государства и трогать ее не нужно. Об этом заявила глава ГРС Ксения Ляпина.

Константин Симоненко ■ 14 июля 

«Мы сейчас вернулись в девяностые, когда малый и средний бизнес спасает страну от экономического краха», — заверила она.

«Ямы» есть везде

По словам старшего экономиста Центра социально-экономических исследований CASE Украина Владимира Дубровского, упрощенная система, с одной стороны, приводит к недополучению бюджетом средств в объеме около 0,9% ВВП по сравнению с суммой, которую дала бы общая. С другой — государство не тратит средства (2,2% ВВП) на учет, начисление и контроль уплаты налогов, что пришлось бы делать, если бы все «упрощенцы» работали на общей системе налогообложения. То есть чистый выигрыш для бюджета составляет 1,3% ВВП без учета экономии на администрировании.

Кроме того, считают эксперты, лучше получить хоть какие-то налоги, заодно воспитывая культуру их уплаты, чем культивировать «тень».

Правда, по словам представителей крупного бизнеса, упрощенцы из «тени» давно не вылезают. Например, гендиректор Ассоциации предприятий информационных технологий Украины Юрий Пероганич высчитал, что примерно четверть всех импортных гаджетов завозится в Украину нелегально.

«При объеме рынка в 54 млрд грн это составляет 13 млрд грн в год. Соответственно, государство теряет около 3,2 млрд грн только на налоговых платежах», — вывел он. И эта контрабанда реализуется частными предпринимателями, которые не используют кассовые аппараты и, соответственно, не ведут учета.

«Упрощенцы» на это отвечают, что масштабы уклонения от уплаты налогов малым и крупным бизнесом отличаются на порядок. Например, оборот так называемых «налоговых ям» (предприятие, которое используют для минимизации налогов или незаконного возмещения НДС из бюджета) в 2013 г. превышал весь оборот предприятий на упрощенной системе налогообложения, и в восемь раз — оборот плательщиков третьей группы (с годовым оборотом до 20 млн грн).

«Наши супермаркеты точно так же торгуют, например, контрабандной икрой, как и торговцы на рынке. Потому что именно в розничных сетях контролеры по защите прав потребителей выявляют такой товар», — поддерживает их Ксения Ляпина.

Отделить парикмахера от айтишника

По мнению экспертов, вместо повального контроля за упрощенцами при помощи кассовых аппаратов или РРО, было бы разумнее доработать рамки существующей системы.

Как вариант, по мнению председателя Киевской организации работодателей сферы услуг «Всем миром» Алексея Антонюка, выделить два типа компаний: предприятия, работающие по международным стандартам бухучета, и предприятия на едином налоге. А последних разделить на три группы: торговлю, услуги и производство (к нему же отнести сферу общепита), поскольку у них абсолютно по-разному формируется оборот.

«Таксист, айтишник или парикмахер не легализуется при ставке ЕСВ в 16% и даже при 12%. Есть четкая верхняя граница в его заработках, человеческий предел в предоставлении услуги: например, таксист может проехать за день не больше определенного количества километров», — объясняет логику Алексей Антонюк. Поэтому для каждой из этих трех групп нужен свой механизм определения ставки единого налога.

О необходимости корректировок свидетельствуют и результаты исследования «Упрощенная система налогообложения в Украине: оценка в контексте современных реалий», подготовленного в рамках программы USAID «Лидерство в экономическом управлении» (ЛЕВ — укр.).

Оно, в частности, показало, что почти 30 тыс. предприятия второй группы (выручка до 1,5 млн. грн) тормозят свое развитие, чтобы не попасть под общую систему налогообложения и требования использования РРО. При этом еще 25 тыс. плательщиков показывают «круглые» цифры объемов выручки, то есть все равно не ведут детальный учет, поскольку это не влияет на размер налога, пока не перейден верхний предел.

Упрощенцы лучше безработных

По словам Ксении Ляпиной, пока нет конкретных правительственных инициатив, направленных на отмену упрощенной системы налогообложения. «Однако то и дело раздаются голоса о необходимости изменения существующего налогового режима для малого бизнеса», — поделилась она с «Вестями».

Поэтому сейчас Госрегуляторная служба при активной поддержке экспертного сообщества и ассоциаций малого и среднего бизнеса (МСБ) готовит исследование, которое должно показать, что выгоды от упрощенной системы для государства гораздо больше, чем убытков от использования «упрощенцев» в схемах по минимизации налогов.

«Надеюсь, что уже через две недели мы сможем представить наше исследование и обобщенные предложения в Минфин, пока там не сгенерировали какую-нибудь ошибку», — сказала «Вестям» Ляпина.

Если же государство захочет уничтожить упрощенную систему, то ему придется потратить больше 14 млрд грн в год, чтобы обеспечить еще один миллион безработных граждан доходом на уровне прожиточного минимума (1218 грн). Но недовольных меньше все равно не станет.

Натисніть для друку