Державна регуляторна служба України

Завжди на боці бізнесу!

Сторінка: https://www.drs.gov.ua/press-room/vypolnenye-plana-deregulyatsyy-neudovletvorytelnoe-byznes-veresen-2015/

Выполнение плана дерегуляции – неудовлетворительное // Бизнес, вересень 2015

30.09.2015

Ксения Ляпина, председатель Государственной регуляторной службы Украины: 

О дерегуляции 
— В бизнес-сообществе поговаривают, что дерегуляция теряет темп. Это правда? 
— Есть основания для такой оценки. Если I квартал этого года прошел на политической волне и был очень эффективным, то во II квартале дела пошли хуже. Как только правительство в конце апреля утвердило план по дерегуляции, министры сочли свою миссию выполненной. 

— Кто отстающий? 
— Минэнергоугля и сфера энергетики в целом. Они дерегуляцию вообще видят по-своему, через призму отраслевой специфики. Но то, что просил бизнес, — прозрачную процедуру присоединения 
к электросетям — в Минэнергоугля не сделали. 

— А что говорит министр? 
— Министерство действует по классической схеме. Они с Нацкомиссией, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, разработали документ, по их мнению, решающий эту проблему. Но когда эксперты сказали им, что так проблема все равно не решится, они просто не стали ничего переделывать. 

Недавно премьер-министр Арсений Яценюк дал поручение вице-премьеру Геннадию Зубко, создана рабочая группа, и теперь уже Минрегион будет решать эту проблему от лица потребителей услуг. На мой взгляд, это более правильный вариант, так как энергетики не очень заинтересованы в том, чтобы схемы стали прозрачными. 

— Когда ждать итоговый документ? 
— Он должен появиться к концу сентября. И, надеюсь, ВР в октябре примет его. По новому закону, разработчиком проекта электросети должен стать не заказчик, а исполнители, т.е. организации, занимающиеся поставкой и распределением электроэнергии. 

— А кто в передовиках в сфере дерегуляции? 
— Как ни удивительно, Минагрополитики и Мининфраструктуры. Но в целом выполнение плана — неудовлетворительное. Из 131 мероприятия по дерегуляции, запланированного к реализации до конца 2015 г., выполнены 25%. Уже очевидно, что план по дерегуляции не будет выполнен даже на 50%. 

— Какая проблема является ключевой для достижения успеха в процессе дерегуляции? 
— Дерегуляция — это высокоинтеллектуальный процесс, требующий квалифицированной чиновничьей работы. Мы отчетливо понимаем, что в министерствах сейчас недостаточно кадров, способных осуществлять глубокий анализ регуляторного воздействия (АРВ). Поэтому министерства 
в области дерегуляции занимаются даже не эмпирикой, а, я бы сказала, эмоциональным модели­рованием. 

То, что они пишут в АРВ своих решений, — это почти белый стих: усилить, углубить, расширить. И практически никаких цифр. Оцифровка качественных оценок — это сейчас слишком сложная задача для министерств. Поэтому мы будем предлагать им более ясную и простую методологию прогнозирования последствий тех или иных решений в сфере дерегуляции. В частности, сейчас согласовываем с министерствами европейский small business test. 
Это упрощенная модель, но она позволит министерствам хоть как-то оцифровывать решения. 

— А что еще кроме методологии можно исправить? 
— Министры должны назначить кого из своих заместителей ответственным за дерегуляцию. Тогда они смогут выполнять функцию первичного фильтра глупостей. 

— Почему министры не заинтересованы в таком простом решении? 
— Для них это не приоритет. 

— Со стороны бизнес-сообщества существует четко артикулированное мнение: исполнительная власть саботирует дерегуляцию. Кто и что, в итоге, должен предпринять, чтобы для министров дерегуляция стала приоритетной задачей? 
— Сделать дерегуляцию приоритетной задачей — это вопрос политической воли. 

— Извините, но вы же по образованию математик? Политическая воля — это как раз из лексикона “эмоционального моделирования”. Вы можете формализовать политическую волю в конкретные управляющие воздействия конкретных должностных лиц? Например, Арсений Петрович должен проснуться однажды утром и сказать: все, у меня появилась политическая воля к дерегуляции?.. 
— Формализация политических желаний должна вылиться в контроль со стороны премьера 
и Президента. 

— Что в таком случае мешает вашей службе подготовить проект распоряжения Кабмина об обязательности назначения ответственных за дерегуляцию на полстранички и просто принять его на ближайшем заседании правительства? 
— Мы уже обсудили этот вопрос с Айварасом Абромавичусом и будем готовить такой документ. 

О налоговой реформе 
— ГРС участвует в подготовке налоговой реформы? 
— Мы к ней не допущены. Глубокая ошибка — считать, что налоги не имеют регулирующей функции. Но в нашем законодательстве прямо записано, что установление налогов и сборов не является регуляторным процессом. 

— Поддерживает ли ГРС мораторий на внесение изменений в налоговое законодательство? 
— Мы подсчитывали и показывали, что упрощенную систему налогообложения трогать нельзя. Хотя налогообложение зарплат нужно менять однозначно. Впрочем, я ни у кого из разработчиков изменений — ни у Минфина, ни у Комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики, ни у общественников — не видела расчетов ставок налогов. Почему 20%? Или 12%? 

— Но ведь были же оценки сокра­щения поступлений в бюджет от снижения ставок. 
— Спрогнозировать “дырку” в бюджете несложно чисто арифметически. Минфин таким способом вот уже 25 лет рассчитывает прогнозы поступлений в бюджет. 

О моратории на проверки 
— Что вы должны и что собираетесь сделать, чтобы внести для бизнеса ясность в вопросе моратория на проверки?
 
— Первое — сейчас существует юридическое разночтение буквы второго моратория, который распространяется на субъектов малого бизнеса. Поэтому мы предложили Кабмину сделать протокольное поручение всем контролирующим органам не проводить проверки субъектов предпринимательства с годовым оборотом до 20 млн грн. 

Это поручение уже обсуждалось на заседании правительства и в ближайшее время может быть принято. Второе — уже разработан и зарегистрирован законопроект №3153, которым будет введен мораторий на проверки бизнеса всеми органами власти, которые еще не прошли реформирование. 

— Ваш прогноз относительно принятия закона? 
— Мы его уже обсуждали в профильном комитете ВР. Он позитивен для восприятия Украины на международной арене и, думаю, будет быстро принят. 

О лицензировании 
— Закон №222 от 02.03.15 г. “О лицензировании видов хозяйственной деятельности” вступил в силу 28 июня. Как идет разработка органами лицензирования лицензионных условий?
 
— Пока ни один госорган не разработал проекты лицензионных условий. Хотя почти все условия уже в работе, и ведомства закладывают туда свои “хотелки”. Но раз нет лицензионных условий, то выдача новых лицензий должна проводиться просто по заявке субъекта хозяйствования. 

После принятия лицензионных условий бизнесу, получившему сейчас лицензию, все равно придется им соответствовать. Но в неисполнительности органов лицензирования есть и позитив для бизнес-сообщества: предприниматели через свои отраслевые ассоциации еще могут успеть подкорректировать лицензионные условия. 

 

Натисніть для друку