Законопроекты о применении кассовых аппаратов обсудили на рабочей группе в Государственной регуляторной службе // Інформаційний портал Союзу Ювелірів України, 31.03.2015
27 марта 2015 г. в Государственной регуляторной службе Украины состоялось заседание рабочей группы по вопросам применения кассовых аппаратов (РРО – регистраторов расчетных операций.
В заседании приняли участие Председатель Службы Ксения Ляпина, народный депутат Украины Оксана Продан, представители Государственной фискальной службы, крупного бизнеса, производителей кассовых аппаратов, лидеры общественных объединений предпринимателей и бизнес-ассоциаций, в том числе президент Союза ювелиров Украины Дмитрий Выдолоб и группа представителей ювелирной отрасли.
Рассматривались проекты законов Украины в сфере применения РРО, внесенные народным депутатом Украины Оксаной Продан:
– «О внесении изменений в Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг (относительно государственных гарантий субъектам хозяйствования при применении ими регистраторов)» – регистр. №1088 от 28.11.2014 г, принятый Верховной Радой Украины в первом чтении за основу 18.03.2015 г.;
– «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины (относительно применения регистраторов расчетных операций» – регистр.№1718 от 13.01.2015 г., которым предлагается отменить обязательное применение РРО для физических лиц-предпринимателей, являющихся плательщиками единого налога ІІ и ІІІ групп, с 1 января 2016 г. и с 1 июля 2015 г. соответственно.
Председатель ГРС Ксения Ляпина отметила, что ключевая проблема, назревшая у предпринимателей в связи с введением кассовых аппаратов имеет три составляющие:
1) дополнительные расходы, которые влечет за собой такое нововведение;
2) сложное администрирование РРО. По данным исследования Международной финансовой корпорации, расходы малого и среднего бизнеса на администрирование составляют более 10% от общего объема реализации продукции, в то время как у крупных операторов эти расходы не превышают сотых долей процента;
3) параллельное наличие «бумажных» методов контроля.
Автор законопроектов народный депутат Оксана Продан констатировала: «У нас в профильном комитете Верховной Рады есть большое количество депутатов, которые считают, что кассовые аппараты должны быть даже у «упрощенцев» І группы. Мы отстояли неприменение кассовых аппаратов при Николае Азарове, но не смогли отстоять при Арсении Яценюке. И сегодня задача – вместе, сообща аргументировать свою позицию, донести ее правительству и парламенту».
Президент Союза ювелиров Украины Дмитрий Выдолоб высказался в поддержку законопроектов №1088 и №1718, отметив, что есть альтернативные, более дешевые, чем РРО, способы контроля выручки, которые поддерживаются рядом членов парламентского Комитета по налоговой и таможенной политике. Например, обязательная выдача каждому покупателю товарных чеков. В сфере торговли ювелирными изделиями этот способ был бы куда более предпочтительней, чем применение кассовых аппаратов. Кроме того, будучи соавтором обоих законопроектов, он ответил на вопросы участников рабочей группы.
Представители крупных торговых сетей высказали иную точку зрения, поддержав введение кассовых аппаратов для физлиц-предпринимателей. При этом представитель сети «NOVUS» недоумевал, почему закон о применении РРО уже в действии, а ни одного заказа на кассовые аппараты от предпринимателей не последовало. «То есть, понимается, что этот закон никто не хочет и не будет выполнять», – резюмировал он.
Производители кассовых аппаратов – представители группы «ДАТЕКС» проинформировали, что общий объем производства кассовых аппаратов – не более 20 тыс. единиц в месяц. Физлиц-предпринимателей – плательщиков единого налога ІІ и ІІІ группы – 386 тысяч. Таким образом, обеспечить их кассовыми аппаратами в нужном количестве будет невозможно, если они не будут делать предварительные заказы заранее, до вступления норм о применении РРО в силу. «Мы предложили им (физлицам-предпринимателям – прим. СЮУ) рассрочку на 4-6 месяцев – никто не хочет», – сетовали производители. Учитывая сроки выполнения заказов, время на регистрацию в фискальных органах (неделя), подготовку к работе и необходимое обслуживание, физлица-предприниматели могут столкнуться с необходимостью приостановить свою деятельность на продолжительное время – считают они.
Согласно действующему закону, только те предприниматели – плательщики единого налога ІІІ группы, которые с 1 июля 2015 года установят и будут применять кассовые аппараты, не будут проверяться фискалами в части соблюдения норм законодательства об РРО. Остальные попадут под фактические проверки «кассовиками».
Ксения Ляпина отметила, что сейчас момент для введения РРО «категорически неправильный: мы не наведем порядок, но создадим «кормушку» для взяточников». Она считает, что сначала нужно дерегулировать нормы законодательства о применении РРО, затем провести широкую информационную кампанию, и, может быть, в 2017 году, когда экономическая ситуация будет лучшей, можно будет рассматривать вопрос о введении РРО для малого бизнеса. Также она сообщила, что Государственная регуляторная служба готова поддерживать и внедрять предпринимательские инициативы в части дерегуляции, устранения устаревших законодательных норм в сфере РРО та сложного администрирования при их применении.
В тот же день законопроект №1718 обсуждался в Кабинете Министров Украины на заседании правительственного комитета. По итогам рассмотрения комитет высказался против его принятия.
Как следует из недавно опубликованного Минфином письма высшего руководства Украины от 27.02.2015 г. в адрес директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард, введение кассовых аппаратов для физлиц-предпринимателей является одним из обязательств, взятых на себя нашим государством перед МВФ.
С 30 марта в некоторых городах Украины представителями фискальных органов проводятся семинары и собеседования с физлицами-предпринимателями по вопросам установки и применения кассовых аппаратов.
Основные события вокруг законопроектов №1088 и №1718 начнут разворачиваться уже на днях. 1 апреля 2015 г. в Комитете Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики состоится «круглый стол» по обсуждению данных законопроектов. Позицию участников ювелирного рынка на нем будет представлять президент Союза ювелиров Украины Дмитрий Выдолоб. Ожидается, что дискуссия будет острой.
Как видится развитие ситуации с РРО в Союзе ювелиров Украины? Верховной Радой принят в первом чтении законопроект №1088, в котором учтены многие пожелания малого и среднего бизнеса – отмена учета товарных запасов, отмена параллельного учета и отчетности на бумажных носителях, если кассовый аппарат оснащен модемом и передает данные в режиме онлайн в фискальные органы, компенсация расходов на приобретение РРО в зачет текущих или будущих налогов и пр.
Мы ожидаем, что со стороны парламентариев и представителей органов исполнительной власти, поддерживающих введение РРО, будет задан вопрос предпринимателям: «А готовы ли вы на таких упрощенных условиях применять кассовые аппараты?» От ответа на этот вопрос будет зависеть дальнейшая судьба законопроекта №1718, направленного на отмену обязательного применения РРО физлицами-предпринимателями – или будет он рассмотрен в Верховной Раде в ближайшее время, или останется без движения.
На Общем собрании участников ювелирного рынка Украины в г. Киеве 22 января 2015 года были поддержаны оба законопроекта. Поэтому мы считаем необходимым принятие, как законов Украины, и проекта №1088, и №1718.
Однако за время, прошедшее после Общего собрания, активность со стороны самих участников ювелирного рынка снизилась до минимума. На обращения Союза ювелиров Украины наблюдается крайне слабый отклик. Это вызывает некоторое недоумение и вопрос, а так ли нужна малому ювелирному бизнесу полная отмена кассовых аппаратов?
В связи с этим еще раз обращаемся к участникам ювелирного рынка – проявляйте активность, направляйте предложения по решению проблемы кассовых аппаратов в Союз ювелиров Украины по тел. (067) 537-83-87, e-mail:info@juvelir.org.ua. Только совместными усилиями мы сможем решить эту и другие проблемы, затрагивающие интересы ювелирной отрасли.